Закон, предполагающий реформу весогабаритного контроля грузоперевозок, видимо, в 2020 году работать не будет. Это угрожает серьезными убытками перевозчикам крупных и негабаритных грузов по России. Законодательная норма была подготовлена еще в 2017-м после встречи премьер-министра с операторами рынка.
Что планировалось
На текущий момент пункты взвешивания грузового автотранспорта находятся в ведении «Росавтодора», региональных властей и еще нескольких структур. Перевозчики жалуются на то, что контроль необъективен. Правительство намеревалось изменить ситуацию и планировало отдать систему под юрисдикцию Минтранса.
Однако при обсуждении законопроекта в парламенте пришлось учитывать вновь поданные предложения. Так, в окончательной редакции документа предусмотрены знаки «фото- видеофиксация», информационные табло для вывода информации о нарушении, а владелец авто должен будет в течение 5 мин. получать соответствующее СМС сообщение.
Наконец, водитель после информирования о перевесе должен совершить остановку и связаться владельцем крупногабаритного груза. А, значит, необходимо обустроить места для парковки.
Специалисты Минтранса подсчитали ориентировочные расходы: только для установки табло они составят порядка 10 млрд. руб.
Какие еще препятствия выявлены
В комитетах Совфеда отметили, что далеко не везде на трассах есть покрытие сотовой связью, а также возникает проблема с отсутствием мест для остановки грузовиков и машин для автомобильных перевозок негабаритных грузов. По этой причине ряд комитетов и написали на данный законопроект свои негативные отзывы.
Таким образом, отмечена невозможность запустить систему в течение 4-х месяцев после принятия новой нормы. Она либо заработает позже намеченного срока, либо придется отказаться от реализации наиболее затратных положений закона.
Кто на этом заработает
Еще до начала зимы 2019 г. правительственными структурами готовился конкурс на создание автоматизированной системы весогабаритного контроля. Работать предполагалось по схеме концессии: тот, кто постоит ее, будет получать возврат средств с собранных штрафов. Заработок предполагался порядка 8,64 млрд. руб. в год. Заявки уже подали «РТИТС» (оператор «Платона») и «Ростелеком». Но при отсутствии закона проведение конкурса пока под вопросом.
Грузоперевозчики, тем не менее, уверены, что упорядочит систему взвешивания жизненно необходимо. От неправильной настройки оборудования и его неграмотной установки страдают операторы грузовых и контейнерных перевозок. Это мнение озвучил Константин Архипов, генеральный директор ООО «Белтвуд».
Уходят в тень
Неназванный источник из среды грузоперевозчиков отмечает, что в сложившихся условиях отдельные сегменты рынка стали «теневыми» практически полностью. Он отмечает нерентабельность работы в соответствии с нормами загрузки автомобилей и приводит в пример регулярные перегрузы машин, перевозящих насыпные стройматериалы.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что соблюдение нормативных нагрузок на ось приводит к банкротству компаний. И они всеми силами стараются этого избежать.