Как известно, с 1 ноября вступят в силу поправки к Правилам дорожного движения. Изменения касаются соблюдения режима труда и отдыха на коммерческом автотранспорте, включая автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, перевозку контейнеров и т. п. Не только к водителям предъявляются более жесткие требования, но также к владельцам автомобилей и физическим лицам.
Контроль должен осуществлять при помощи сертифицированных тахографов. А нарушения чреваты штрафами – до 50 тыс. руб. для юрлиц и до 5 тыс. руб. для водителей.
Что не так с нормами
В законопроекте указано, что после 4,5 часа непрерывной работы водители должны делать перерыв не менее 45 мин., при этом рабочий день не может длиться более 9 часов. В неделю рабочее время не может превышать в сумме 56 часов, а за 2 недели – 90 часов.
Однако Минэкономразвития высказало резкую критику предложенных норм, которые установил Минтранс. И официальное заключение выдал отрицательное. Были рассмотрены ряд часто встречающихся ситуаций, когда указанный режим невозможен или резко убыточен.
А реальность такова
Например, типичная поездка по маршруту Иваново-Москва при негабаритных перевозках автотранспортом может длиться прядка 5 часов. После 4 часа и 30 минут в пути водитель по новым правилам обязан сделать остановку для отдыха хот бы на 45 мин. А после этого он проедет еще 30 мин. до конечной точки маршрута. При этом остановка за полчаса до столицы крайне затруднена из-за частых заторов на трассе. К тому же может возникнуть ситуация, когда водитель уже обязан остановиться на отдых, а знаки на дороге это запрещают.
В Минэке отметили, что в приказе от 20.08.2004 рабочий день водителей уже нормирован, и никаких медицинских обоснований для изменения этих норм Минтранс не привел. В заключении отмечено, что законопроектом вводится избыточное администрирование для субъектов предпринимательства, что приведет к необоснованному росту их расходов.
Отказаться от принятия новой законодательной нормы нельзя. Но, видимо, в ближайшее время в нее будут внесены соответствующие изменения.
Мнение водителей и перевозчиков
Те, кто профессионально занимается грузоперевозками и транспортировкой негабаритных грузов по России, жестко критикуют эти нововведения.
- В первую очередь они отмечают отсутствие инфраструктуры для комфортного отдыха водителей.
- К тому же в малонаселенных районах, считают они, можно и за 8 часов пути не найти подходящего места для стоянки, которое бы соответствовало критериям безопасности груза.
- Не учтены также особенности климата и рельефа различных регионов России. Например, водители считают крайне проблематичными и нецелесообразными остановки каждые 4,5 часа зимой на дальневосточных перевалах. А ведь требования для всех едины.
Выход операторы рынка видят в законодательном закреплении зонирования.
Чем руководствовался Минтранс
Фактически, если новые требования вступят в силу в первоначальной редакции, скорость доставки грузов может снизиться более чем вдвое. Перевозчики подозревают, что их лоббирование обусловлено совсем не заботой о безопасности на дорогах. После принятия нового закона длительность перевозки автотранспортом принудительно опускается до уровня ж/д перевозок, что негативно скажется на рыночной конкуренции.
Кроме того, ассоциация «Дальнобойщик» обращает внимание на методику формирования тарифов. В случае принятия новых норм возможно резкое удорожание перевозок, чего не потянут ни ритейлеры, ни производственный сектор.