Как реестры перевозчиков повлияют на малый бизнес? Насколько увеличатся расходы и кому придется уйти? Уже не первый месяц эти вопросы обсуждаются в профессиональной среде, и единого мнения пока нет. Ясно одно – эти изменения нанесут очередной удар по предпринимателям и небольшим транспортным компаниям.
Будет ли принят соответствующий законопроект в этом году и как отреагирует рынок – об этом в нашем материале говорят сами заинтересованные лица.
О законопроекте
Опубликованный на официальном портале Государственной Думы проект закона предполагает создание еще одного государственного реестра. В него должны быть включены все, кто выполняет коммерческие перевозки грузов по России. Но это не означает, что вам надо просто зарегистрироваться. Законодатели требуют от предпринимателей:
- сдать экзамены на профессиональную пригодность;
- доказать свою финансовую состоятельность;
- подтвердить отсутствие непогашенной судимости;
- и только на основании этого получить нужное свидетельство.
Намерения, как всегда, благие: борьба с теневым бизнесом. На практике с рынка могут уйти небольшие компании-перевозчики и многие частники. Даже более крупный бизнес уже подсчитывает потенциальные убытки, поскольку законопроектом предусмотрены серьезные санкции для нарушителей.
Администрирование против рынка
Людмила Симонова, которая является признанным специалистом в сфере логистики, видит в будущем законе несколько скользких моментов. По ее расчетам, издержки на грузовые (в том числе, крупногабаритные) перевозки возрастут на несколько процентов.
Она отмечает, что инициированный для «обеления» отрасли закон фактически усиливает внешнее вмешательство в рыночные механизмы. Тем самым они перестают работать, а здоровая конкуренция проблематизируется. Повышать же тарифы на транспортные услуги бесконечно невозможно – ограничителем выступает низкая платежеспособность клиентов.
По словам специалиста, также не урегулирован механизм обращения с персональными данными перевозчиков, что угрожает их личной и финансовой безопасности.
Идеальная ниша для малого бизнеса
Высказал свое мнение и Дмитрий Реднев, один из топ-менеджеров копании Dentro. Он считает, что для введения в практику подобного реестра время сейчас более чем неподходящее. По его словам, транспортные предприятия и так несут убытки на фоне стагнации экономики. При этом пытаются всеми возможными путями снизить издержки.
В такой ситуации внеплановые административные расходы для попадания в реестр повлекут за собой массу дополнительных сложностей для бизнеса. Это может оказаться критичным для владельцев не слишком больших автопарков. Хотя именно на них сегодня держится перемещение тяжелых и негабаритных грузов автотранспортом.
Также представитель компании недоумевает по поводу требований к погашенной судимости и считает эту норму закона дискриминацией.
Рост расходов неизбежен?
Александр Лашкевич, один из руководителей ГК «Деловые Линии», считает закон в нынешнем его виде требующим доработки. В противном случае существенный рост расходной части в малом бизнесе может просто похоронить большинство перевозчиков. А условия перевозки негабаритного груза и других типов грузов станут неприемлемыми для потребителей.
Хотя сама идея создания реестра – это шаг вперед на пути к более цивилизованным отношениям, непродуманные положения закона могут окончательно разбалансированность рынок. Он также отмечает, что в некоторых моментах нормы законопроекта дублируют другие контролирующие документы. Диалог по этим вопросам ведется, экспертное сообщество делает все возможное, чтобы отстоять свою точку зрения.
Зеркало экономики
Именно этим термином Андрей Семиволков называет проблемы перевозчиков. Он руководит ТК «Семьсот дорог», не понаслышке знает ситуацию в отрасли, а потому утверждает: новый закон занимает сторону потребителей, но существенно ущемляет перевозчиков. При этом все возрастающие темпы автоматизации требуют оперативных решений, но даже ранее приняты нормы в этой сфере не выполняются в полной мере.
По мнению специалиста, подобные новому закону изменения в порядке перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов играют на руку бюрократии. При этом компании отвлекаются от улучшения качества своих услуг и предотвращения финансовых угроз своему бизнесу.
Подведем итоги
Несмотря на расхождения в частных вопросах, большинство предпринимателей сходятся в одном: законопроект в его нынешнем виде принимать нельзя, он требует серьезных доработок с участием экспертов. Иначе дополнительная нагрузка ляжет на перевозчиков непосильным бременем.
Да, возможно крупные компании изыщут резервы и перестроятся под новые реалии. Но множество мелких наверняка будут вынуждены уйти с рынка. Этот закон может ударить по ним даже серьезнее, чем в свое время введение «Платона». Операторы грузоперевозок надеются, что власть их все-таки услышит.