С начала 2017 года уже слишком заметно: собственникам и водителям автомобильного транспорта, перевозящего крупногабаритный и тяжеловесный груз, следует быть очень и очень внимательными. Государство объявило настоящую охоту на большегрузный автотранспорт на федеральных трассах, нарушающий или якобы нарушающий нормативы по размерам и весу перевозимого.
Неоспоримо: весогабаритный контроль необходим, так как состояние дорог лучше не становится. Но и злоупотребления, кажется, тут неизбежны.
История вопроса
Конец 2013 года. По дорогам нашей страны движется более 1,7 млн грузовиков с массой, превышающей 12 тонн. И почти полмиллиона транзитников. Дорожная инфраструктура не выдерживает нагрузок. Налоговых денег на ремонт не хватает. Поэтому принято решение собрать дополнительный налог. Пусть платит тот, кто пользуется!
В 2014 году Константин Ляшкевич, начальник главного управления дорожного хозяйства Московской области, в своем докладе региональному правительству говорил о новой методике расчета суммы ущерба, наносимого автотрассам автомобилями, занимающимися транспортировкой тяжеловесных грузов. Она, утверждал он, позволит в 5-10 раз увеличить сумму компенсации, направляемой на счет регионального дорожного фонда.
С 15 октября 2015 года запущен в эксплуатацию печально знаменитый «Платон», вызвавший серьезное, вплоть до забастовок, возмущение дальнобойщиков еще до начала своей работы.
С даты запуска по май 2016 г. деловитая инновация собрала для фонда уже федерального 8 млрд рублей. За весь годовой период - 22 млрд.
Роман Старовойт сообщил в сентябре того же года на конференции в ТАСС следующую мрачную информацию от Росавтодора: ежемесячно фиксируется 150 тысяч нарушений весогабаритных параметров, а с начала года их уже зафиксировано более миллиона! Нарушитель — каждый третий. В среднем нормативы превышаются на 30%, и за год большегрузы «везут» ущербище, который можно считать на миллиарды.
Данные Росмониторинга и вовсе выглядели удручающе: ежегодный ущерб российской сети автодорог от транспортных средств со сверхнормативным весом — 2,6 трлн рублей!
Для обнаружения автотранспорта, превышающего установленные законом весовые и габаритные нормы, с 1 октября 2016 года Росавтодор вводит проект системы контроля грузовых автомобилей прямо во время движения — в автоматическом режиме. Нависающая над дорогой металлическая рама и датчики, вмонтированные в покрытие, измеряют «рост и вес» проезжающего большегруза, система улавливает нарушение, если оно есть, и сама формирует штраф. Казалось бы, тут-то не будет «хотим — взвесим, хотим — пропустим так», автоматика бесстрастна и все будет прекрасно. Но…
Хотели как лучше, вышло как всегда?
На форуме портала АТИ (АвтоТрансИнфо — крупнейший портал грузоперевозчиков в Рунете) 2 февраля этого года появилась тема о нововведении. В стартовом посте перевозчик рассказывает о пришедшей ему повестке от приставов, согласно которой он должен заплатить штраф 400000 рублей за перегруженную машину в Костроме.
Далее автор темы уверяет, что ничего подобного не было. Пытаясь разобраться, откуда взялась эта пугающая сумма, он столкнулся с каким-то хаосом. До конца ноября тема набрала уже 99 страниц обсуждения.
Да и в других местах можно легко найти потрясающие истории о взысканиях, выписанных безупречным электронным «оком всевидящим» за… смещение содержимого фуры в результате (сюрприз!) неровностей полотна шоссе (на починку которого ведь и пошли уже собранные тем же «Платоном» средства?). Или за атмосферные осадки. Это не шутка — груз, изначально соответствующий положенным параметрам, намочило ливнем, и он стал тяжелее! В момент прохождения под рамой ветром задрало тент — готово, превышение по размерам! Не абсурд ли?
Кто-то советует перестраховываться — условно, вместо 20 тонн пусть машина идет с 19,5, чтобы ни в каком случае не угодить под санкции. А кто-то и совершенно уверен, что нововведение приведет к тому, что вместо одной фуры одной и той же компании поедут две, распределив между собой то, что раньше спокойно везла одна. И это, безусловно, поможет улучшению состояния асфальта под колесами.
Владелец транспорта, конечно, может, получив уведомление о штрафе, подать апелляцию в ГИБДД, но как он докажет, какой вес был у машины в то время в том месте?
Да никак.
Прыжок, еще прыжок!
Другой повод для возмущения грузоперевозчиков — странное поведение коэффициента взимания платы за вред, который причиняют федеральным дорогам «тяжеловозы», чья масса превышает 12 тонн.
3 ноября 2015 г. Правительство РФ озвучило его цифру — 0,41.
Постановление отредактировано 31 января 2017 г. — она вырастает до 0,51. Это немного, думают все, кому придется платить. Ведь что бы ни думали чиновники — далеко не все компании и их водители стремятся ничего не оплачивать и обманывать государство.
А дальше происходит интересное.
10 февраля 2017 г. «Российская газета» (выпуск № 7196 (30) публикует постановление о внесении изменений в прежний вариант, где содержится следующая информация: цифры «0,41» должны быть заменены на «0,82»! То есть увеличиться вдвое.
С 15 апреля этого года. Это вызывает законное недоумение.
Куда подевался коэффициент 0,51? Зачем он вводился вообще? Чтобы просуществовать каких-то несколько дней?
Может быть, следовало хотя бы объяснить причины и последствия этих загадочных действий?